MAN, Пять кабин. Сверху вниз: XXL (широкая высокая), XL (широкая низкая), LX (узкая полувысокая), L (узкая низкая) и М («дневная», без спального отсека) ПЯТЬ КАБИН И ТРИ ДВИГАТЕЛЯ Когда новый тягач только появился на свет, он оснащался кабинами двух типов — XL с низким потолком и XXL с высокой надстройкой. Надо заметить, что первыми обозначать размеры кабины так же, как одежду, додумались шведы (пять лет назад появился Volvo с кабиной Globetrotter XL). Представляете: грузовые запчасти, приходит клиент на фирму и заказывает кабину, словно майку, — по индексу. И всем понятно, о чем идет речь! Тогда об этом можно было только мечтать. И вот, пожалуйста — новая мановская гамма. Итак, к 2001 году для тягача подготовили еще три кабины. Все они посажены более низко, а ширина уменьшена на 20 см. У кабины LX крыша полувысокая, у L — низкая, у M — тоже низкая и отсутствует спальный отсек. После недолгой поездки на машинах с новыми кабинами выяснилось, что они менее комфортабельны. Водителю не так просторно, спальная полка стала короче. Появился довольно высокий моторный тоннель посредине. Шумо- и виброизоляция откровенно хуже, да и подвеска, пожалуй, пожестче. Для чего нужны эти варианты? Кабину без «спальника» наверняка в перспективе будут устанавливать на самосвалы и грузовики для недалеких маршрутов. А версии LX и X, по словам представителей фирмы, нужны, к примеру, грузовые запчасти, для автопоездов со сменными кузовами или специальными полуприцепами (силосные цистерны, лесовозы). Для нас актуальны только основные магистральные варианты — стандартный XL и роскошный XXL. Кстати, вдобавок к «заряженной» кабине стоит заказать и «дудки»-пневмосигналы. А то несолидно получается: такая махина, а голосок — как у «жигуленка»! Появилось и новое исполнение двигателя: в дополнение к уже известным «шестеркам» мощностью 410 и 460 л.с. теперь выпускается 510-сильный агрегат (разумеется, он соответствует нормам Euro 3). Внешне машину с этим мотором можно отличить только по серебристому шильдику с указанием мощности. На ровном автобане пятисотсильный мотор почти не выделяется среди собратьев (разве что «голос» солиднее и вибраций чуть больше). Этим двигателем будут оборудоваться только наиболее комфортабельные и дорогие тягачи — с кабинами XL и XXL. За прошедшие месяцы конструкторы модернизировали и коробку передач. Мы уже писали о том, что при переключении «половинок» передач в верхнем диапазоне (с V по VIII) выжимать педаль сцепления не грузовые запчасти, нужно: это делает пневмопривод. Теперь «автоматическим сцеплением» можно пользоваться на любой передаче. Правда, на невысокой скорости этого делать не стоит, поскольку тягач начинает дергаться при переключении. Неприятно. Лучше уж самому выжимать сцепление «по старинке»... Система, на которую возлагаются наибольшие надежды, называется Adaptive Cruise Control (ACC). В переднем бампере стоит грузовые запчасти, небольшой радар, который следит за дистанцией. Частота его излучения — 76—77 ГГц, дальность действия — около 150 м. Система начинает работать на скорости 60 км/ч. Как только дистанция до впереди идущего автомобиля (она программируется заранее) становится небезопасной, радар подает команду темпомату — системе круиз-контроля. Тот, в свою очередь, уменьшает подачу топлива. Если этого недостаточно, включается тормоз-ретардер, а затем рабочие тормозные механизмы — но не больше чем на четверть мощности. Если радар предназначен для магистралей, то на скорости до 40 км/ч в действие вступают дополнительные датчики системы Stop&Go. Они монтируются в углах бампера; частота излучения — 24 ГГц, угол охвата — 90 градусов. Эти датчики подают сигнал тревоги, как только в радиусе 4—5 м от бампера появляется препятствие. Но это еще не все! Может быть установлен даже грузовые запчасти, лазер, который предупреждает водителя о появлении... велосипеда. Оказывается, каждый год под колесами автопоездов гибнет немало велосипедистов — только из-за того, что дальнобойщик не успел лишний раз взглянуть в зеркало при повороте. Маленькая коробочка со вращающейся линзой, установленная справа за кабиной, «улавливает» велосипед в радиусе 40 м в течение 0,5 с. Если опасность далеко, в правом зеркале заднего вида загорается желтый светодиод. Если грузовые запчасти, близко — загорается красный светодиод и жужжит зуммер. Каждый комплект такой аппаратуры стоит как хороший легковой автомобиль! Ничего не поделаешь — военные технологии... На фирме Шуберта грузовые запчасти, уважали и побаивались: нелегко работать с президентом, который лично участвует в процессе создания моделей и великолепно водит грузовики! Как грузовые запчасти, вы думаете, о чем был последний доклад Шуберта для журналистов? О кон0струкции перспективных двигателей! Самуэльссон, который следом за ним читал доклад на «общеполитические» темы, выглядел на этом фоне довольно бледно. На прощальном ужине я оказался за одним столом с обоими президентами. Шуберт держался скованно, пока речь не зашла о технике. Его грузовые запчасти, глаза мгновенно загорелись: «Если говорить о V-образных двигателях, то...» А потом вдруг потухли. «Понятия не имею, что буду делать на пенсии. Я живу один. Правда, есть кошка. Трехцветная, такая своенравная. Все время гулять уходит... Еще в гараже стоят коллекционные автомобили — пара Ягуаров и Chevrolet Corvair. Но все это вряд ли спасет...» Когда пришло время возвращаться в Мюнхен, Шуберт вновь оживился. «Автопоезд с системой Lаne Guard не занят? Тогда я сам сяду за руль. Водить тягачи — такой кайф, честное слово!» КАК ЭТО РАБОТАЕТ «Ничего не поделаешь, — развел руками мановский водитель, который сидел рядом. — Пока ACC находится в стадии испытаний, и проблем с ней хватает. Например, грязь и снег залепляют низко расположенный радар. Но с этим ничего не поделаешь: именно на этой высоте находятся номерные знаки автомобилей и мотоциклов, лучше всего отражающие излучение. Кроме того, мы никак не научим АСС не паниковать раньше времени. Вот смотри: нас обогнал Volkswagen Golf. Когда его считать препятствием? Когда он только появился перед носом тягача? Или когда он уже набрал скорость и идет впереди нас? Но ты не расстраивайся. На этой машине стоит еще одно интересное устройство, Lane Guard, и оно работает!» Как же я сразу не заметил? У самого лобового стекла примостилась небольшая видеокамера, следящая за дорожной разметкой. Как только система считает, что водитель заснул и отклоняется от траектории (пересечение линий при включенном «поворотнике» не в счет), в кабине раздается тревожный сигнал. А если система не нужна, ее можно отключить клавишей. Просто и понятно. «Сделай-ка вид, будто съезжаешь с дороги! Только аккуратно, а то взаправду слетим в кювет...» Я послушно дернул рулем, направляя тягач на обочину, и из правого динамика тут же раздался треск — будто я заехал правыми колесами на булыжник. «Здорово? Услышав такой звук, ты даже с закрытыми глазами инстинктивно повернешь руль в обратную сторону!» После этого оставалось только вольготно откинуться на кожаную спинку роскошного кресла ISRI и, придерживая руль, грузовые запчасти, смотреть на мокрый автобан, который летел под колеса. Даже передачи не нужно переключать: электронная система TipMatic, которая была установлена на «мой» тягач, делает это сама. Если захочешь — можно самому щелкать подрулевым рычажком, на который выведено управление КПП, вверх-вниз. Но через десять секунд после вмешательства водителя TipMatic вновь переходит в автоматический режим: так безопаснее. За последние два года подобные автоматические системы буквально ворвались в «грузовой» мир. Стоят они относительно недорого (в данном случае — $3000), электроника становится все надежнее. Наверное, когда-нибудь обычная «кочерга» КПП на магистральных тягачах окончательно уйдет в прошлое. Перед туннелем, который прорезал очередную гору насквозь, пришлось включить фары, и приборы осветились мягко-красным цветом — за исключением «зеленой» зоны тахометра. На TG-A конструкторы применили необычное решение. Даже днем, при выключенном освещении, наиболее экономичный сектор «зеленой» зоны подсвечивается изнутри. Ненавязчивое напоминание: экономь топливо! Оставив за спиной горные долины и грузовые запчасти, придорожные рекламные щиты (один из них, с изображением хищных грифов, гласил: «Эй, нарушитель скоростного режима! Мы ждем тебя»), наша колонна вкатилась в баварский городок Фюссен. Все, конец маршрута. Теперь надо аккуратно припарковать автопоезд, забрать сумку со спальной полки и идти в гостиницу. Задние колеса — не двускатные, а односкатные, со сверхширокими шинами Super Single, сокращенно SuSi. Размерность — 495/45 R22,5 (ширина — почти полметра!). Кроме того, новые шины оснащены системой, которая следит за давлением и, в случае необходимости, посылает тревожный сигнал водителю. По словам конструкторов, тягач, оснащенный такими шинами, лучше управляется и расходует меньше топлива. Широкому внедрению SuSi мешают два обстоятельства: цена (такая шина на $250 дороже обычной) и большой вес (в одиночку не заменишь!). Впрочем, предполагается, что в будущем тягачи не станут возить с собой «запаску», а колеса будет менять специальная круглосуточная аварийная служба. Еще одна особенность, которая сразу бросается в глаза, — оригинальная подвеска заднего моста с центральным Х-образным рычагом, разработанным фирмой ZF. Такая конструкция позволяет обойтись без стабилизатора поперечной устойчивости. Автомобиль напичкан перспективными электронными системами с ног до головы. Чтобы их перечислить, не хватит пальцев двух рук! Система динамической стабилизации ESP, система ACC с двумя радарами, следящими за дистанцией, телекамера слежения за разметкой Lane Guard. Кондиционер, работающий при выключенном двигателе. Система телематики, объединяющая мобильную связь GSM и спутниковую навигацию GPS. Разумеется, за руль машины журналистов не пустили. Во-первых, TG-X существует в единственном экземпляре, а его стоимость исчисляется миллионами марок. А во-вторых, в кабине наверняка творится бардак, характерный для машин, которые служат передвижными лабораториями: пучки проводов, масса приборов... Вечером, в номере, я взял чистый лист бумаги и грузовые запчасти, разделил его пополам: «за» и «против». Оказалось, что все мои замечания касаются водительских ощущений. Рулевому управлению немного не хватает точности. У рычага стандартной коробки передач ComfortShift великоваты усилия и ходы. Подвеска кабины немного жесткая, хотя при этом очень стабильная — без раскачки. Шумоизоляция чуть хуже, чем у тягача Scania с новым двигателем V8. Перекладина руля закрывает от глаз управление круиз-контролем и системой TipMatic. Но все это — мелочи. Особенно на фоне великолепного дизайна (давно в Европе не было тягачей со столь яркой внешностью!), светлой и просторной кабины, массы модификаций и новых решений. Хорошо и то, что двигатель остался прежним: у механиков не будет проблем с его ремонтом и обслуживанием. Вернувшись в Москву, я сразу же поставил на грузовые запчасти, бланке конкурса Грузовик года новому МАНу высший балл — «семерку». Интересно, когда первый TG-A появится на российских трассах? MAN TG-A — Грузовик 2001 года MAN TG-A стал юбилейным, двадцать пятым по счету, лауреатом премии Truck of the Year. Жюри проголосовало единодушно: почти все поставили новичку высшую оценку, «семерку» (у каждого члена жюри есть 12 баллов, из которых одной машине можно присудить не более семи). Ни один Грузовик года за всю историю конкурса не получал столь высокую оценку! «Серебро» и «бронза» достались развозным грузовикам Renault Midlum и Volvo FL. Корреспондент Авторевю Федор Лапшин, который представляет в жюри Россию, распределил баллы так: MAN TG-A — 7, Scania R164 — 3, Volvo FL — 2. Шведы очень сильны в «грузовом» автомобилестроении! Самый грузовые запчасти, мощный в Европе 580-сильный двигатель сделал Сканию настоящей «королевой дорог». Управлять ей — одно удовольствие. Жаль, что при этом цена возросла в два раза... Модернизированный Volvo FL тоже очень хорош, несмотря на уже не модную и тесноватую кабину. Цитата 1 MAN TG-A 114
Цитата 1977 Seddon Atkinson Здесь все на электричестве... Здесь, под крышкой, расположены топливные элементы Мне этот автобус напомнил наши троллейбусы: при торможении электромотор подвывает, а на холостых оборотах сильно гудит. Машина уже работает на улицах Нюрнберга, но это — не более чем очередной эксперимент. «Мы должны быть готовы к изменению ситуации на топливном рынке, — говорят специалисты. — А пока грузовые запчасти, солярка дешева и государство не финансирует программы развития транспорта на альтернативном топливе, остается только ждать...» |